ВИДЕОВЕРСИЯ СТАТЬИ:
Президент России Путин высказал заявление, что национальной идеей России может быть только патриотизм, и другой национальной идеи в России быть не может. А под патриотизмом он понимает готовность человека посвятить себя развитию своей страны и движению её вперёд.
По этому поводу я могу сказать две вещи:
Во-первых, исходя из его понимания патриотизма, он сам патриотом не является. Потому что развитию своей страны и её движению вперёд он явно не способствует, а наоборот, является тормозом на их пути.
Стремятся к развитию страны и движению её вперёд те, кто ходят на митинги, требующие отставки его и созданной им политической системы, и оппозиционные политики, к этому призывающие, те, кого Путин сажает в тюрьмы и объявляет пятой колонной — именно они-то и есть настоящие патриоты, они хотят видеть свою страну лучше и двигать её вперёд по пути прогресса и демократии, хотят видеть её развитой, демократичной, цивилизованной, направленной на благо народа.
Второе, что тут можно сказать: А почему собственно другой национальной идеи у России быть не может? А вот например такой национальной идеи, как хорошая жизнь для народа — в России по мнению Путина никак не может быть. Хотя именно такая национальная идея лежит в основе всех цивилизованных стран. Но Путину она органически чужда.
С виду кажется — развитие и движение страны — красивый лозунг, но в нём заложен подводный камень. Целью является страна, а не её народ, а народ должен посвятить себя стране, в этом подводный камень. В традициях коммунистического Советского государства и общества, советской идеологии (в которой вырос и которую и продолжает Путин) было — приоритет государства над народом, государства над человеком, общественного над личным. В советском обществе человек существует для государства, а в западной цивилизации наоборот — государство для человека. Это их главное отличие. В коммунистическом советском обществе человек служит государству, в цивилизованных странах — государство человеку. И эта советская идеология обосновывалась патриотизмом, любовью к своей стране, отождествляемой с государством, поэтому целью является благо страны, и человек должен служить своей стране и её благу. А следовательно, государству. И если надо, жертвовать собой ради них. С виду всё выглядело красиво, как любовь к Отечеству и служение ему, на деле интересы и благо человека никого не интересовали и ими жертвовали, их нарушали якобы во имя блага страны и государства. Этим оправдывались и голодоморы, и репрессии, и нищету народа, сопровождающую всё время советской истории, до сегодняшнего дня, потому что советская история не кончилась — мы живём сейчас в постсоветском обществе, выросшем из него. Как результат — там где политика общества направлена на интересы государства, а не человека и народа, для блага человека и народа ничего не делается, о человеке не заботятся, и народ живёт плохо. Это было и в советское время, и сейчас. В цивилизованных странах, в западной цивилизации всё наоборот: там приоритет человека, его блага, его интересов, блага народа на первом месте. Но парадокс в том, что там, где цель человек и благо человека, там и развитие страны достигается само собой, там и вся страна живёт и развивается хорошо, и становится развитой, благополучной и процветающей, как мы видим это на примере западных стран. И это не удивительно: страна-то не абстрактное понятие, она состоит из народа, а народ — из отдельных людей. И забота о человеке становится заботой о народе и заботой о стране. А там, где целью является благо и интересы государства, страны, а от человека, от народа требуют, чтобы он себя им посвятил — там-то нет блага ни для кого — ни для человека, ни для государства, ни для народа, ни для страны, и народ живёт плохо, и страна приходит в упадок и нищету. Наживаются и обогащаются в таком обществе только правящая верхушка, захватившая власть, чиновники, которые, внушая народу необходимость заботится о благе государства и страны, набивают свои карманы, и всё кончается их личным процветанием, а процветания страны не происходит. Когда заботой о народе правящие круги не озабочены, наоборот, от народа требуют чтобы он посвятил себя развитию страны, ни к чему хорошему это не приводит, это приводит к процветанию правящей верхушки чиновников, прикрывающих своё обогащение за счёт народа этим лозунгом, но не развитию самой страны. Цель ставится — не благосостояние народа, а страны и государства — это значит, средства страны идут не народу, а в государственный бюджет. А из него чиновники и правящая элита могут воровать сколько им вздумается, а народу ничего не достаётся — как это ясно показала и ситуация эпидемии коронавируса. И всё происходит по принципу: «Патриотизм — прибежище негодяя».
Происходит то, что писал Толстой, что идея патриотизма используется правящей властью для достижения своих корыстных целей: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.»
Лев Толстой «Христианство и патриотизм»
Что нужно делать, чтобы это было не так, чтобы было иначе? Прежде всего — изменить направленность государственной политики в принципе и изменить понимание патриотизма, понимать его не так, как господин Путин. Государство должно быть для человека, а не человек для государства. Государство служит народу, а не народ государству. Патриотизм и цель государственной политики должны пониматься как стремление к благу и процветанию человека и народа, приоритету его интересов, тогда развитие страны и движение её вперёд и будет. А там, где ставится цель — развитие страны, как некоего абстрактного понятия — там всё кончается обогащением правящей верхушки за счёт ограбляемого им народа под прикрытием лозунгов о развитии и благе страны.
21/05/2020
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями по е-мейлу и в социальных сетях, нажав на кнопки внизу статьи.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЧАСТЬ 1
ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЧАСТЬ 2
ЛЕВ ТОЛСТОЙ ПРОТИВ ПАТРИОТИЗМА