ВИДЕОВЕРСИЯ СТАТЬИ:
Президент России Владимир Путин высказал заявление, что в России может быть только одна национальная идея, и этой национальной идеей может быть только патриотизм. Вот так. На другие национальные идеи российский народ права не имеет, по мнению Путина. Российский народ лишили права на другие национальные идеи, кроме патриотизма. А с чего бы вдруг российский народ не имеет права ни на какие другие идеи? Кроме патриотизма, существует ещё много других идей. Хорошая жизнь для народа, например. Права человека. Свобода. Демократия. Культура. Но эти идеи господину Путину явно не близки.
Ну конечно — чем хуже жизнь в стране, тем громче призывы к патриотизму. Теперь они дошли до того, что призывают сделать его национальной идеей. От недостойной жизни в России народ разбегается — эмиграция из России при Путине приняла огромные размеры, каждый год уезжает такое количество человек, что оно составит население довольно крупного города — каждый год, причём уезжают «мозги» — образованные и квалифицированные кадры, учёные, деятели искусства, специалисты в сфере высоких технологий, уезжает молодёжь. Не умея и не желая создать достойную жизнь в стране для народа — намеренно не желая это делать — правящая власть пытается удержать народ в стране идеей патриотизма. Поскольку железный занавес, как в советское время, когда из страны уехать было нельзя, уже не введёшь, не то время — хотя кто знает, может и введут, от них всё можно ожидать. Если увидят, что идеей патриотизма удержать не удастся. А вряд ли получится у власти удержать народ в стране, не дающей своим гражданам жить по-человечески, одними призывами к патриотизму. Патриотизм не может быть национальной идеей, потому что он не цель, а следствие. Будет в стране жить хорошо — будут люди патриотами. Не будет достойной человека жизни — не будет и патриотизма. Причём под понятием достойная жизнь я понимаю не только материальную сферу, не только размер пенсий и зарплат, но и духовную и социальную прежде всего: где есть демократия, то есть власть народа, а не власть над народом, где соблюдаются права человека, где есть социальное государство — то есть заботящееся о своих гражданах, а не думающее только как бы с них побольше содрать — ведь для заботы о народе государства и созданы, где к человеку не относятся как к рабу и скоту, где нормальные законы и они выполняются, где есть гражданское общество, мораль и нравственность, культура и экология, где есть свобода слова и прессы, право на реальные выборы, митинги, общественную деятельность, и никто за неё в тюрьму не сажает и экстремистом не объявляет, и т. д.
Совершенно не вовремя и неудачно президент вспомнил о патриотизме и объявил его национальной идеей. Что показывает, что он совсем оторвался от реальности и не понимает происходящего в стране и настроения народа. Что настроение это таково, что его призывы к патриотизму не получат положительного отклика. В последнее время в России идея патриотизма совершенно испоганена, потому что патриотами себя называют и призывают к патриотизму такие недостойные люди, что быть вместе с ними в одной команде не хочется совершенно. И глядя на тех, кто нынче в России объявляет себя патриотами (с президентом во главе), патриотом быть уже не хочется, даже если ты от природы им и был. Проповедуют народу лозунги патриотизма и блага страны те, кто этот народ и эту страну и грабит, создавая своё богатство на ограблении страны и народа — во главе с президентом, служащим ему правительством, парламентом, правительственными средствами массовой информации.
Часто вспоминают и цитируют известную фразу: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя», но большинство людей не знают, кто это сказал и что реально с этой фразой связано. А дело обстоит так: что эта фраза приписывается Самуэлю Джонсону, английскому литературному критику, поэту и лингвисту 17 века. (На английском языке в оригинале она звучит так: «Patriotism is the last refuse of a scoundrel». )Почему приписывается? Потому что письменно он её нигде не писал. Он это сказал устно в разговоре, и это писал знавший его лично шотландский писатель Джеймс Босуэлл, который был свидетелем и участником этого разговора. По этой причине некоторые считают возможным сомневаться в достоверности его рассказа, я же не думаю, что у нас есть повод ему не доверять. Он же говорит, что это его заявление всех удивило — удивило, зная его взгляды. Ведь он же в своих публикациях писал, что люди, не являющиеся патриотами, не должны быть избраны в парламент, а под патриотизмом общественного деятеля понимается, если политическая деятельность направлена на благо своей страны, а не преследует какие-то свои корыстные интересы, и люди, которые хотят использовать свою политическую деятельность для своих корыстных целей, а не на благо страны, не должны допускаться в парламент. Из этого ясно следует, что — первое: посвящать свою деятельность развитию страны — задача лиц, причастных к управлению государством, в том числе, членов парламента, а не всего населения, как требует господин Путин, второе — Самуэль Джонсон не был против самого патриотизма — он был за, он только предупреждал о том, что есть недостойные люди, которые изображают из себя патриотов, на самом деле ими не являясь, прикрываются высокими лозунгами патриотизма, а на самом деле преследуют свои корыстные интересы, а не благо страны. И предупреждал он совершенно правильно — вся современная жизнь России ясно это показывает. В том числе и деятельность президента и его последнее выступление. Предостережение умного человека нужно помнить и не забывать. Особенно в России, где это особенно актуально.
Кстати, то же самое говорил, например, Генрих Гейне: «Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, морали и патриотизма».
Но из этого же не следует, что мораль и всё остальное надо отменить.
Просто слишком много негодяев и Тартюфов надевают маску патриотов. Особенно в России сейчас. Кто из них самый первый и главный я называть по имени не буду — думаю все сами догадаются. (Тартюф — герой пьесы Мольера «Тартюф», образ лицемера и притворщика, скрывающего свой аморализм и притворяющегося высокоморальным и религиозным).
А вот очень интересно и очень актуально для сегодняшней России то, что писал о патриотизме Лев Толстой. Он писал о нём немало и так правильно, что этому я посвящаю отдельную статью, которая будет следующей. В этой статья о приведу один аспект из его мыслей на эту тему:
«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.
Подчинение же людей правительствам всегда будет, пока будет патриотизм, потому что всякая власть основывается на патриотизме, т.е. на готовности людей, ради защиты своего народа, отечества, т.е. государства, от мнимо угрожающих ему опасностей, подчиняться власти.
Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма.
Правительства и правящие классы всеми силами стараются удержать то старое общественное мнение патриотизма, на котором построена их власть…»
Л. Толстой «Христианство и патриотизм»
Я думаю, большинство российских граждан, которых с детства воспитывают в духе патриотизма, знающих Толстого только в объёме школьной программы, просто шокируют эти слова. Вот как негативно наш главный классик относился к патриотизму.
Итак, Толстой здесь говорит:
— первое — что правительства специально навязывают народам идею патриотизма, используя её в своих корыстных интересах — для укрепления своей власти, чтобы вынудить народ подчиняться власти,
— второе — свою власть правительства направляют не на благо страны, а для достижения своих корыстных целей.
Каких? В этой статье Толстой пишет, что целями этими как правило бывают захватнические войны, что показывает история.
А что же в России сегодня?
— Первый пункт — ясно соответствует тому что говорил Толстой: идёт отождествление правящей власти, правительства, государства и Отечества, Родины, в то время как это совершенно разные вещи. И ни в коем случае нельзя путать преданность своей стране с преданностью правительству. Примером такого отождествления явно стала история с поправками в Конституцию, дающими возможность Путину продлить свой срок правления, предложенными Терешковой, заявившей, что кто не согласен с этим не любит Россию.
— пункт второй. Путин предлагает понимать патриотизм как желание развития страны. Но понимание интересов страны может быть различным, в этом всё дело.
Как правильно заметил Толстой, идеи патриотизма использовались для ведения захватнических войн. Правители, ведшие завоевательные войны, западавшие на другие народы, тоже оправдывали это интересами своей страны. И Гитлер, развязав вторую мировую войну и захватывая другие страны Европы, тоже декларировал, что делает это в интересах своей страны. Потому что ради этих интересов своей страны, неправильно понятых, нарушатся интересы других народов. Недаром в Германии возник лозунг «Дойчленд, Дойчленд юбер алес» (Германия превыше всего). Мы все знаем, к чему он привёл. И Путин якобы во имя интересов страны, осуществил незаконный захват Крыма, для одобрения этого внушая народу ложный лжепатриотизм, устроил войну на Донбассе, где гибнут люди, посылает россиян погибать в Сирии, и дошёл даже до того, что заявил, что воюя в Сирии, россияне защищают интересы своей страны. Это же додуматься надо до такого маразма. На самом деле он преследует свои корыстные интересы, удовлетворение своих имперских амбиций, своего желания воевать и захватывать чужие территории и народы, но маскирует это под интересы страны. Хотя интересы России и любой страны в захвате чужих территорий и в войнах в других странах для защиты чужих диктаторов вовсе не заключаются. В этом заключаются его личные корыстные интересы. Настоящие интересы России и любой страны одни — сделать лучше жизнь своей страны, своего народа, а не захватывать чужие и расширять свою территорию таким образом.
Также Толстой пишет, что правительства воспитывают в народе готовность подчиняться власти внушением мифов об угрозе как будто грозящей им опасности. Так делает сейчас путинское государство, запугивая народ мифической угрозой якобы со стороны США и НАТО.
Всё по Толстому. Классики были мудры.
Подробнее о том, что Толстой писал о патриотизме, будет в следующей статье.
О патриотизме ещё много можно сказать, и это в следующих статьях.
21/05/2020
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями по е-мейлу и в социальных сетях, нажав на кнопки внизу статьи.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:
ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЧАСТЬ 1
ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЧАСТЬ 3
ЛЕВ ТОЛСТОЙ ПРОТИВ ПАТРИОТИЗМА