ВИДЕОВЕРСИЯ СТАТЬИ:
Это моё новое выступление из рубрики: не могу молчать.
И последние новости России, которые я хотела бы сегодня с вами обсудить — это конечно важные последние события, которые сейчас в центре внимания: отставка премьер-министра и правительства и послание Путина Федеральному собранию.
Отставка правительства и премьер-министра — события для цивилизованных европейских государств вполне обычные и привычные, но для России беспрецедентные: такого факта в истории послереволюционной России ещё не было, власть в России, как бы плохо она не руководила, добровольно не уходит — её или свергают снизу, или меняют сверху. И говорит этот факт безусловно о том, что недовольство российского народа, российского общества правящей властью стало таким большим, что с ним уже нельзя не считаться, потому что оно уже грозит существованию самой этой власти. То есть, по терминологии всем нам известного дедушки Ленина, в стране сложилась революционная ситуация, когда низы не хотят, и поэтому верхи уже не могут жить как раньше. Президент это понял, понял, что под ним зашаталось кресло, отношение к нему народа никак нельзя назвать положительным, и хочешь не хочешь, но что-то в стране надо менять. Он сам заговорил о том, что назрела необходимость перемен — употребляя популярную терминологию времени перестройки, люди моего поколения я думаю помнят ещё, популярную песню тех времён ушедшего от нас Виктора Цоя — светлая ему память — «перемен, мы ждём перемен». И в этой ситуации чтобы спасти свою власть и репутацию и остаться в любимом им, но уже зашатавшемся кресле, Путин делает такой манёвр: он увольняет со своего поста премьер-министра и правительство, тем самым возлагая на них вину на неблагополучное положение страны, и снимая её с себя: типа царь хороший, а слуги плохие, и вот хороший царь уволил плохих слуг, чтобы улучшить жизнь страны, превращая Медведева в как говорится, «стрелочника», во всём виноватого.
7 мая 2018 года Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем, в частности, ставилась задача увеличить численность населения, снизить в два раза уровень бедности, повысить продолжительность жизни и другое. Кроме того, в поручении Путина говорилось, что Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира.
Тем самым президент официально признал факт, что бедность народа в России существует.
Даже по официальной государственной статистике (которая в силу ряда причин даже преуменьшена) доля населения с заработной платой менее 15 тысяч достигает от 30 до 40 процентов в разных регионах. Это менее 15 тысяч. Хотя и 15 тысяч при существующих сейчас в России ценах это меньше прожиточного минимума, необходимого хотя бы на оплату жилья и питания — а если доход человека позволяет ему только это, это по международной классификации считается бедностью. То есть бедными можно считать большинство населения России, а половина населения живёт вообще за чертой бедности. В стране, имеющей огромные доходы от сырьевых ресурсов, нефти, газа, золота, леса и других, в то время как во многих странах Европы, их не имеющих, уровень жизни выше в десятки раз.
Понадобилось только 20 лет, чтобы президент наконец прозрел и увидел в России бедность, и нашёл в себе смелость публично признать, что после 20-ти лет его правления в стране существует бедность. Причём такая большая, что он даже не ставит задачу за 6 лет — что тоже немалый срок — её полностью уничтожить, — а всего лишь снизить в два раза. И кроме того возникает естественный вопрос: Путин был у власти 20 лет — это такой большой срок, что за него можно сделать всё, это практически целая жизнь — за это время можно полностью уничтожить бедность, а не только снизить её в два раза, повысить продолжительность жизни и так далее — что же мешало ему это сделать? При кстати больших ценах на нефть и доходах от неё. Ничего, кроме нежелания это сделать. За прошедшее после указа время стало ясно, что не только ничего не делается, но ситуация даже ухудшается: бедность народа не только не уменьшается, но за последние годы увеличивается (в то время как богатство олигархов друзей президента и их количество продолжает расти), коренное население России каждый год сокращается, а о достижении уровня пяти крупнейших экономик мира и речи нет даже в ближайшей перспективе — наоборот, экономика России разрушается всё больше и больше и технологическое отставание от развитых стран приняло катастрофические размеры. И этот факт надо было как-то объяснять. Отставкой премьер-министра и правительства президент переложил вину с себя на них: типа хороший президент дал указание уменьшить бедность, улучшить экономику и так далее, а плохие премьер-министр и правительство его указания не выполнили, плохо работали, поэтому он их уволил, заменит другими, более лучшими, и всё будет хорошо, ждите. Всем разумным людям понятно, что чтобы в стране произошли перемены к лучшему, менять надо прежде всего президента, а от того, что одного назначенного Путиным премьер-министра поменяют на второго назначенного им же премьер-министра, ничего не изменится.
В связи с этим вспоминается один из современных анекдотов про Чапаева: «Василий Иванович, а ты носки-то меняешь? — Конечно, Петька! С ноги на ногу».
Медведев после отставки скорее всего в накладе не останется — мы знаем, как обычно в России увольняют чиновников: их увольняют с одного поста, и назначают на другой, не хуже прежнего.
_________________________________
Одновременно с этим Путин произнёс Послание Федеральному собранию. Это мероприятие русский народ (или скажем так — та его часть, которая всё ещё несмотря на массовое зомбирование правительственной пропагандой осталась в здравом уме) окрестил так: «воровской сходняк состоялся, пахан двинул речь».
В этой речи президент опять признал, что есть острейшая проблема, которая является угрозой будущему России, а именно — низкие доходы у значительной части населения. Президенту понадобилось всего лишь двадцать лет, чтобы заметить бедность в своей стране и публично это признать, и не хватило двадцати лет, чтобы её изменить.
В связи с этим президент предложил успокоить недовольное и дошедшее до выходов на митинги население рядом благодеяний, а именно:
— установить единую фиксированную систему зарплаты врачей — что безусловно является ответом на массовые протестные акции врачей в прошедшем году;
— увеличить число бюджетных мест в вузах;
— увеличить материнский капитал на 150 тысяч рублей и продлить срок его действия до 2026 года (то есть в принципе акция «материнский капитал» вообще не постоянная, а временная — до 2026 года будет, а потом неизвестно);
— ввести социальные пособия на детей от трёх до семи лет — но не для всех, а для семей, чьи доходы не превышают прожиточного минимума на человека, что в настоящее время составляет 11 тысяч рублей, на первоначальном этапе по 5,5 тысяч рублей, затем (неизвестно только, когда произойдёт это затем и произойдёт ли — 11 тысяч);
— обеспечить бесплатным горячим питанием в школах всех учеников с первого по четвертый классы с 1 сентября 2020 года.
Всё это преследует две цели.
Первая цель этих мер понятна: улучшение имиджа президента в глазах народа, показать недовольному народу, какой президент добрый и хороший — пособия на детей даёт, горячими обедами в школах кормит, и менять его не надо, ни сейчас ходить на митинги и требовать его отставки, а дать ему спокойно досидеть в своём кресле до 24 года и в будущем 24 году, когда кончится срок его правления — оставить его править и дальше. Но опять же незомбированную часть народа, у которой крыша от пропаганды не поехала, это не обманет. Они понимают и цель этой акции, и что эти предложения напоминают мелкую милостыню, кидаемую с барского плеча нищему. Размер этих подачек народу мизерен по сравнению с миллиардными доходами олигархов и чиновников, во главе с президентом, украденными у народа, и из своих миллиардных доходов они решили бросить народу копейки, как бросают копейки нищим на паперти. Они несоизмеримо меньше того, что у народа отняли, уменьшив его уровень жизни из-за принятых в последнее время мер: появления новых и увеличения существующих налогов, в том числе ндс, приведшего к повышению цен, повышения цен и падение производства, вызванных и международными санкциями, ставшими ответом на авантюры Путина во внешней политике, расходами на войны в Сирии и на Украине и другими подобными причинами, и естественно акции по увеличению пенсионного возраста. А сейчас планируется увеличить и подоходный налог.
И главное — эти мелкие подачки никак не изменят ситуацию в стране в целом, и не уничтожат и даже не снизят бедность народа и не улучшат уровня жизни. Потому что для этого нужны не мелкие пособия в отдельных ситуациях и школьные обеды, а кардинальные меры: изменение и улучшение экономики с одной стороны и изменение структуры распределения доходов в стране с другой, чтобы большая часть их не шла в карманы олигархов и чиновников, а народу. Но именно для достижения этих двух целей ничего не предлагается и не делается — так же, как и все предыдущие 20 лет.
Предложенные благодеяния вызывают просто смех. Если уж хочешь заниматься благотворительностью, то надо делать это достойно, а не так, что твоя благотворительность смехотворна.
— Конечно, выплата пособий детям до 7 лет это лучше, чем до трёх, лучше того, что было — потому что когда было совсем плохо, любое улучшение это лучше того, что было — но просто лучше того что было не означает хорошо и достаточно. Пособия на детей предложены для семей имеющих доход 11 тысяч на человека. То есть президент считает, что с доходом 12 тысяч уже ребёнка вырастить можно. Потому что он сам не пробовал растить детей на эти деньги. Иначе бы он знал, что это невозможно. А вопрос о повышении зарплат в стране до такого уровня, чтобы на них можно было растить детей и создать стране будущее в виде новых поколений в принципе даже не рассматривается. И то эти выплаты только до 7 лет — а что после 7 лет ребёнка уже можно не кормить? Как и на что будет малообеспеченная семья растить этого ребёнка после 7 лет? Он же после 7 лет никуда не денется и кормить его надо будет продолжать. Таким образом выплаты на ребёнка до 7 лет не решают проблемы и не помогают семье вырастить ребёнка, и поэтому рождаемость не увеличат. Как пример: в Германии платятся пособия на детей не малоимущим, а всем, не только до совершеннолетия (которое во многих цивилизованных странах, составляет не 18, а 21 год) а до того, как ребёнок (будучи уже к тому времени не ребёнком) закончит образование и начнёт работать и зарабатывать — то есть закончит даже институт, причём возрастной лимит выплаты пособия 27 лет — за это время можно окончить два института, если есть желание. Размер пособия на первого ребёнка двести евро — больше предложенного Путиным российскому народу, на каждого следующего ещё больше. А уровень цен не больше российского. Хотя у Германии нет нефти и газа, как в России. И опять же: прошло только 20 лет, когда президент наконец увидел, что народ так беден, что многим без пособий детей кормить не на что, поэтому рожать их перестали.
Предложение обеспечить младших школьников горячим питанием просто вызывает слёзы умиления — ну какой прямо добрый друг всех российских детей, как когда-то называли дядю Сталина. А двадцать лет он не знал, что детям надо кушать, через двадцать лет вспомнил — когда кресло зашаталось и президентский срок заканчивается и по существующим законам точно продлить нельзя — только если их поменять, и чтобы народ на это согласился и опять на митинг не вышел, надо его задобрить, бросив копейки милостыни, горячие обеды — авось согласится поменять законы и продлить срок правления президента после 25 лет правления ещё до конца его жизни. Вот почему через двадцать лет своего правления, президент вдруг вспомнил о детях и о том, что им оказывается надо кушать и решил их покормить.
Опять же даже решив раздавать милостыню, президент раздаёт её такую маленькую, что её хватает не всем, а очень немногим, даже не всем детям: детей предполагается кормить обедами только до 4 класса — а дальше более старшим детям есть не полагается, можно учиться и голодными. Президентской доброты хватило только на 4 класса — немного же её у него.
Кстати, российское правительственное ТВ постоянно доказывает российскому народу, как якобы плохо на Украине — в то время как на Украине бесплатное питание для школьников младших классов 1-4 уже давно существует. Раньше оно было за счёт госбюджета полностью, теперь для 40 процентов школьников из малообеспеченных семей, а остальным по решению региональным властей.
Прямо вспоминается отечественная классика сатиры — незабвенный Остап Бендер и роман «Двенадцать стульев», в которой он тоже произносит речь перед собранием — собранием созданного им «Союза меча и орала»: «Мы протянем руку помощи — но мы протянем её не всем, а бедным голодным детям». Остап Бендер как известно был мошенником и авантюристом, реально помогать детям вовсе не собиравшимся, а под видом помощи детям преследовавший совсем другие цели — своё личное обогащение. Не случайно ли речь Путина так напоминает речь Остапа Бендера?
Потому что кроме цели улучшения имиджа президента в глазах народа есть у этих мер и вторая, более опасная цель. Все эти предложения напоминают кость, брошенную собаке вором, чтобы собака не набросилась на него, а набросилась на кость, и пока собака грызла кость, он смог пробраться в дом и обокрасть его.
Потому что все эти благодеяния имеют целью прежде всего — отвлечь народ от того, что в это же время президент предлагает внести изменения в Конституцию и как считают оппозиционные политические аналитики, эти изменения очень важны и существенно изменят и ухудшат Конституционный строй и общественно-политическую систему страны, и просто создают им угрозу и наносят урон. Идёт расчёт на то, что народ бросится поднимать брошенные ему копейки милостыни, будет умилятся добротой президента, раздавшим школьникам бесплатные обеды и их матерям материнский капитал, и занятый этим, не обратит внимание, как, бросив ему эти копейки, его в это время лишили большего, отняв у него большие права, главные законы его страны Конституцию изменили, и изменили к худшему, тем самым изменив к худшему его будущую жизнь.
Конкретно результатом предложенных президентом изменений Конституции по мнению политических аналитиков станет:
— поправка, признающая приоритет Российской Конституции над нормами международного права, в том числе принятыми Россией, создаёт механизм невыполнения Россией международных обязательств, прежде всего — обязательств признания и соблюдения прав человека и граждан, отнимает у них возможность находить защиту от произвола российских властей в международных судах, а также даёт возможность России не выполнять нормы международного права и взятые на себя обязательства в отношениях не только со своими гражданами, но и с другими странами, в том числе если речь идёт о захвате их территорий и вмешательстве в их внутренние дела;
— уничтожение принципа федерализма — основного принципа политического устройства российского государства, необходимого для многонациональной страны — за этой политической формулировкой стоит ущемление прав региональных органов власти и усиление верховной власти — то есть самого Путина пока он у власти;
— разрушение органов местного самоуправления — одного из важнейших демократических принципов общества;
— окончательное уничтожение независимости суда;
— дискриминация граждан РФ, живущих за рубежом, которые лишаются важных политических прав — в том числе быть избранным президентом страны. По предложенным президентом изменениям в Конституцию, президентом может быть избран только человек, проживший до этого в России без перерыва не менее 25 лет, не проживавший в это время за рубежом и имеющий вида на жительство за рубежом. Это нарушает права граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом или проживавших там некоторое время — по существующей Конституции это не мешает им быть избранным в президенты страны. Кроме того, это даёт существующему президенту устранять своих политических конкурентов и неугодных кандидатов, принудительно выслав их за пределы страны или вынудив их эмигрировать, например, если создана угроза жизни их и их близких из-за репрессий из-за их политической деятельности, в результате чего они на всю жизнь лишаются права быть избранным в президенты страны как лица, хотя бы какое-то, пусть даже непродолжительное время временно прожившие за рубежом. Подобно тому как сейчас есть закон, что избираться в президенты не имеет право лицо, осуждённое за что-либо, и против политических противников фабрикуются уголовные дела, и под этим предлогом их потом не допускают к выборам — как это было с Навальным. Если обратиться к международной практике, как правило в цивилизованных странах нет таких ограничений, и там проживавшие временно за рубежом страны имеют право быть избранными в президенты и такие случаи были в различных странах. Например, в Болгарии, сын последнего болгарского царя эмигрировал из страны вместе с семьей после установления социалистического режима, и после перестройки и его падения вернулся в страну и был избран главой правительства. И никто не лишал его такого права по причине его временной эмиграции.
Например, вот как оценивает эти поправки директор института эффективности правоприменения общественной палаты РФ, доктор наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Елена Лукьянова в интервью «Новой газете»: «самое главное и значимое в послании Путина — уничтожение федерации, фатальное сокращение полномочий региональных органов власти, разгром местного самоуправления, искажение принципа публичности власти, поражение в правах и нарушение принципа равенства граждан». Кроме того, высказывается мнение, что предложенное Путиным введение такого органа, как Госсовет, который будет управленческой вертикалью над парламентом, уничтожит даже ту имитацию парламентаризма, которая сейчас существует в России, а парламентаризм является одним из принципов демократического общества.
Забавно, что в текстах многих обвинительных заключений осуждённых участников митингов оппозиции или оппозиционных блогеров была формулировка, что они «хотели изменить конституционный строй России» — чего они естественно не делали. А вот теперь Путин прямо и открыто хочет изменить конституционный строй России — и его никто за это не судит в суде и не присуждает к наказанию.
Предложенные Путиным изменения в Конституцию непосредственно связаны с волнующим всех вопросом: уйдёт он после окончания своего президентского срока или не уйдёт. Волнует тем более как минимум половину граждан России, ненавидящих Путина и мечтающих об освобождении России от него. По существующим в России законам остаться на посту президента на третий срок он никак не может.
И тут у Путина два пути:
— первый — за время своего правления изменить законы, легализовав возможность продления президентского срока более двух раз. И прекрасно понимая, что российское общество интересуют его планы на этот счёт и то, что общество смотрит на этот вариант отрицательно: в своей речи Федеральному собранию Путин высказался на этот счёт достаточно ясно: что он согласен с тем, что срок президентского правления не должен превышать двух раз. Но вопрос: можно ли верить этому заявлению? Ведь известно, что постоянная практика Путина — говорить одно, а делать другое, не выполнять данные народу обещания, отрицать то, что делается, что привело даже к появлению в современной России пословицы: «Врёт как Путин». Самый яркий пример конечно — публично данное им всей стране обещание, что пока он остаётся президентом, повышение пенсионного возраста не будет. Я думаю, есть некоторая часть населения предпенсионного возраста, которая проголосовала за него на последних выборах именно из-за этого обещания -наивные, нашли кому верить. Я-то не сомневалась, что первое, что сделает Путин если его снова переизберут — повысит пенсионный возраст, цены и налоги. Что и произошло. Так что ничего не мешает ему так поступить и в этом случае, объявить народу, что сроки переизбрания президента меняться не будут, после чего как всегда сделать наоборот. Или возьмём примеры с войной в Сирии, где сначала публично отрицалось участие в ней российских войск, потом это публично признали. То же самое — с участием российской армии в войне на Донбассе. Также публично Путин заявлял, что не будет менять Конституцию. Но можно официально не менять Конституцию, но внести в неё столько изменений и поправок, что от неё ничего не останется. И тогда формально её не меняли, а фактически да. Её уже изменили во многом ранее. И в том числе — в 2008 году был повышен президентский срок правления с 4 до 6 лет, то есть чтобы дать Путину возможность дольше находится у власти, а в июле 2014 года президент было предоставлено право напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
И сейчас предлагаются новые изменения.
И даже говоря о том, что он не считает нужным менять сроки президентского правления, Путин делает оговорку, что «он не считает этот вопрос принципиальным», однако соглашается. Эта оговорка уже даёт ему возможность отказа от своего согласия.
Во время правления Путина уже делались важные изменения в Конституцию и законодательство России, и они усиливали полномочия президента над другими органами государственной власти, предоставляя президенту основную власть в стране и большую власть, чем это было ранее. Сейчас же с одной стороны создаётся видимость, что предложенные Путиным изменения в Конституцию имеют обратную цель: уменьшение прав президента и усиление прав других органов государственной власти. Но с другой стороны некоторые политики считают, что на практике эти изменения приведут только к укреплению унитарной президентской власти. Несмотря на некоторые уменьшения полномочий президента, Путин в своей речи подчёркивает, что Россия из-за своей большой территории и населения и многонациональности не может быть парламентской республикой, а должна оставаться президентской республикой, и у президента должны сохраняться большая власть и большие права. (Хотя кстати говоря, из большой территории, населения и тем более многонациональности никак не вытекает, что Россия не может быть парламентской республикой, а должна быть республикой президентской — а скорее вытекает как раз наоборот).
Второй же вариант: по мнению политических аналитиках изменения, предложенные Путиным внести в Конституцию и структуру органов государственной власти, дадут ему возможность остаться у власти после окончания президентского срока, не меняя его. Уже сейчас для страны начинают готовить новую модель государственного устройства, цель которой — дать возможность Путину остаться у власти после окончания президентского срока. Вариант, который может сделать Путин после окончания своего срока — уже опробованный ранее вариант рокировки фигур, как когда-то, когда Медведева на время посадили в кресло президента, а Путин пересел в кресло премьер-министра, что реально не изменило правящую власть в стране: всем понятно, что всё это время реально страной продолжал управлять он, а Медведев играл роль подставного лица, фиктивного правителя, куклы, управляемой кукловодом из другого кресла, и изменение кресел и названий должностей ничего не изменило. Так он может сделать и второй раз, пересесть в другое руководящее кресло и из него продолжать руководить страной, посадив на президентское кресло другую такую же управляемую им послушную куклу, подав его народу как своего преемника и рассчитывая на то, что российский бывший советский народ за столетие советской власти превратился из граждан в послушное стадо, которое покорно проголосует за кого угодно, кого ему укажут. Но только второй раз пересаживаться в то же самое кресло премьер-министра уже как-то неудобно, на второй случай надо подготовить новое кресло — и вот эта работа была сделана изменениями в Конституцию, уменьшившими полномочия президента и увеличившими полномочия парламента и более всего — полномочия федерального собрания, и одновременно с этим председателя правительства, или председателя совета федерации, главы федерального собрания. Именно председатель совета федерации, по предложению Путина, должен будет представлять государственной думе кандидатов на посты всех вице-премьеров и федеральных министров — то есть формировать состав правительства, руководства страны. Парламент будет утверждать эти кандидатуры, но мы знаем, как функционирует наша Государственная Дума — голосует за того, за кого скажут. А президент будет обязан назначить их на должности и будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры должностных лиц. Президент может (опять таки только может) назначать руководителей силовых ведомств, но с консультацией с советом федерации — то есть с председателем совета федерации. Кандидатура председателя совета федерации утверждается Государственной Думой — которая опять же голосует за того, за кого прикажут.
Да, президент будет иметь право отстранять от должности председателя правительства — но если в кресло президента посажен свой человек, послушный преемник, он не отстранит своего босса, посадившего его в президентское кресло. Так что возможно пост председателя правительства, то есть председателя совета федерации — это то кресло, которое готовит себе Путин, с тем, чтобы формально уйдя с президентского поста, фактически оставаться у власти, только занимая другую руководящую должность с другим названием. И фактически реальная власть в стране перейдёт от президента к председателю федерального собрания, то есть к председателю правительства.
________________________
И последняя деталь, но весьма существенная.
Такие важные вещи, как изменение Конституции страны, причём такие важные, что они фактически означают изменение общественно-политического строя страны, конечно не могут делаться иначе как с участием всего народа. Но вот в какой форме будет это участие и будет ли реально? Как это должно делаться — с проведением общенародного референдума. И тут как всегда несоответствие слова и дела, характерное для Путина. Сначала Путин пафосно объявил в своей речи, что мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. И вначале общественность ожидала, что речь идёт о референдуме. Но потом из выступлений руководства страны, пресс-секретаря Путина Пескова, стало ясно, что о всенародном референдуме речи не идёт, так как есть другие формы — но никто не сформулировал какие. И всё свелось к неопределённому обещанию Путина «советоваться с народом», но в какой форме и как он собирается советоваться, не было никак не определено. Так что возможно всё сведётся к официальному объявлению результатов якобы проведённых соцопросов, о которых уже все давно знают, как они проводятся и как подаются их результаты: результаты публикуются те, которые угодны президенту, а что граждане реально сказали, как, где и среди кого проводились эти соцопросы и проводились ли они вообще — это никому не известно и никак проверить нельзя.Так что скорее всего народу силовым решением президента навяжут сверху изменения в главном законе страны, только сделав вид, что его согласия спросили, хотя на самом деле его никто не спрашивал, а государственная дума как всегда единогласно проголосует так, как Путин приказал. Как дрессированные собачки в цирке. Советский цирк опять зажёг свои огни…
Путин не мог просто так окончить свой срок правления спокойно — обязательно надо было перед уходом под конец подложить свинью всему российскому обществу. Уйти не навредив народу — это же выше его сил.