Когда-то человек был такой, как все нормальные люди: фотографировал в турпоездках для себя, себе в альбомчик, пару плёнок за поездку, фоткая, как получится, и жил спокойно, ничем не озадачиваясь. Но когда человек любит путешествовать, он само собой втягивается в процесс фотографирования достопримечательностей, и постепенно начинает делать это всё больше и больше. Так из одного увлечения плавно вытекает другое. Он досадует, что эти плёнки имеют обыкновение всегда кончаться в самый неподходящий момент, когда попадается самое интересное, и когда новую купить совершенно негде. А также тем, если снимать всё, что хочется, то денег на них столько уйдёт, что никакой зарплаты не хватит. А потом человек узнаёт, что появилась новая новейшая технология – цифровые камеры, где плёнок не нужно: и экономия денег, и не надо беспокоиться, что кадров не хватит, снимай сколько хочешь. И вот обычный нормальный человек покупает цифровую камеру с флешкой на тысячи фотографий, вместо плёнки на 36 кадров, и от такой неограниченной возможности снимать и снимать что угодно до бесконечности у него в прямом смысле слова едет крыша, и начинается процесс, сходный с запоем. Он выходит на улицу и ему хочется щёлкать и щёлкать затвором, снимая всё, что попадается на глаза, каждый цветок, листик, дерево, каждого пролетающего воробья и пробегающую кошку и собаку, и остановиться он просто не может. Останавливается он только тогда, когда кончается или флеш-карта, или батарейка, и продолжать невозможно чисто физически, но тогда он покупает запасные, чтобы до ночи не останавливаться. А ночью переходит на вечернюю съёмку, а там и утро скоро. Наверное, те, кто снимал профессионально уже давно, на плёночных аппаратах, переход на цифру перенесли более безболезненно: они уже раньше оторвались, на плёнке, а на ней так много не наснимаешь. Но начинающему сразу давать в руки цифровую технику просто опасно: у людей едет крыша, и человек становится фотоманьяком. Уверена, что в таком состоянии находились многие, и его несомненно можно считать новой болезнью 20 века. Не будет преувеличением сказать о появлении нового вида наркологического заболевания: наркомания цифровая фотографическая, а также о том, что болезнь эта принимает характер заразной эпидемии, постепенно захватывающей всё более широкие ряды здоровых граждан.
Когда же, очнувшись от процесса постоянного снимания всего и вся, заболевший начинает подсчитывать, сколько нужно денег, чтобы всё это отснятое напечатать в любимый альбомчик, он понимает, что никаких денег на это не хватит, да и альбомчиков нужно будет теперь докупить столько, что в типовую советскую квартиру не поместятся. Даже если печатать не всё подряд, а только то, что имеет особую художественную и историческую ценность (по крайней мере, в глазах автора, даже если его глаза единственные, кто эту ценность может разглядеть). Цифровая техника даёт возможность, кроме неограниченного количества съёмки, просмотра фотографий на компьютере, не печатая их на бумагу, что привело к появлению разумной и экономной категории любителей компьютерного просмотра, считающих печатанье фотографий теперь ненужной тратой денег. Но если разумная экономность не входит в число его достоинств, то появляется идея: хорошо бы фотки продать, и так заработать на то, чтобы хотя бы небольшую часть напечатать. Да и хорошая цифровая техника стоит очень недёшево, и только продажа фотографий может её окупить.
Третья возможность, которую даёт цифровая техника, кроме возможности просмотра фотографий на компьютере – возможность загрузки их в интернет, что привело к появлению фотоагенств в интернете – фотобанков, которые и стали прибежищем цифровых наркоманов. Но, в отличие от наркологических диспансеров, фотобанки никого не лечат, так как это организации по цели своей не лечебные. Наоборот, возможность не только снимать, но размещать свои фотографии на всемирное обозрение, с теоретической вероятностью что-то при этом продать, многократно усугубляет болезнь, придаёт ей хронический и неизлечимый характер. Попавшего в фотобанк излечить уже нельзя. Он становится пожизненным фотохроником, и остановится только с окончанием жизненного срока, отправляясь в мир иной с камерой в руках, в последний миг пытаясь успеть заснять кадр своих похорон. Хоронят его как правило с камерой вместе, потому что не могут вытащить её из похолодевших рук.
Временами он с удивлением вспоминает, что когда-то он был совсем другим человеком. Он читал книги, и даже временами сам их писал, ходил в кино, и даже в театр, в гости, общался с друзьями, и не только на тему предложения их сфотографировать и подписать ему разрешение на съёмку (релиз), и самое удивительное – спал по ночам, а не проводил ночи в обнимку с компьютером и фотошопом. Причём спал крепким сном праведника, а не просыпался среди ночи с душераздирающим криком: шум, зерно, артефакты! А если это не он, а ещё и она, то она ещё и ходила по магазинам, покупая блузки и колечки, а не объективы и штативы. И самым желаемым подарком от любимого мужчины на день рожденья было кольцо с брильянтом, а не дорогой объектив, как сейчас. Да, это определённо был совсем другой человек.
Как известно, алкоголик и наркоман могут излечиться только, если сами этого хотят. Но фотохроник излечиться не хочет. Наоборот, он хочет только того, чтобы эта болезнь ни в коём случае никогда не проходила. Потому что только теперь благодаря ей он понял, что счастье есть!