Не все туристы и даже не все живущие в Болгарии россияне ездили по железной дороге, а болгарская железная дорога и особенно покупка билетов на неё имеют свою специфику, поэтому думаю что информация и мой рассказ о моём опыте поездки на железной дороге в Болгарии будет полезен, чтобы другие не попадали в несчастливые ситуации, как я.
Я ехала по железной дороге из Варны в Софию и обратно.
Вагоны в поездах Болгарии делятся на два вида: купейные спальные и сидячие. Спальных не купейных, как у нас общих, по крайней мере у нас по линии Варна — София нет.
Спальные купе также делятся на купе 1 и 2 класса и бизнес-класс, соответственно с разной ценой. Я ехала в спальном купе второго класса и сидячем, так что могу рассказать о них. Классы лежачих купе отличаются количеством мест: в купе 2-го класса 4 человека, 1 класса — 2 человека, бизнес-класс — 1 человек. Купе разных классов могут находиться в 1 вагоне.
В отличие от России, купе в Болгарии разделены по полу: отдельно женские купе и отдельно мужские, в одно купе продают билеты только людям одного пола, поэтому при покупке билетов через интернет на сайте болгарской железной дороги нужно указывать пол покупателя. Когда я сказала ехавшим со мной в купе болгарским женщинам, что в России продают билеты в одно купе всем подряд без разбору, и при этом купе на четыре места, и женщина может оказаться одна в одном купе с тремя мужчинами, они очень удивились, как это можно ездить в таких условиях, с мужчинами в одном купе, ни переодеться спокойно. Я подумала: действительно, пока мы в других странах не побываем и не сравним, мы не понимаем, что живём в некомфортных условиях. Говорят, раньше даже были отдельные мужские и женские вагоны и ещё третий семейный вагон с купе на семью, но теперь спальный вагон по этому маршруту только один, с разными купе (и это — самый длинный маршрут железной дороги через большую часть страны, хотя занимает всего 1 ночь), так что не думаю, что где-то таких вагонов больше.
И так как спальный вагон только один, то покупать билеты в него лучше заранее, иначе их может не быть, особенно на выходные дни.
В купе второго класса три человека, все три лежачие полки с одной стороны, но первая полка очень низко, ниже, чем в наших вагонах, и расстояние между первой и второй полкой меньше, чем у нас, поэтому вторая полка получается совсем не высоко и оборудована специальным бортиком и верёвочками, чтобы привязывать человека, перекидывая их через бортик, так что с неё я совсем не боялась свалиться, как боялась на наших верхних полках. И расстояние там до следующей полки довольно комфортное. Подниматься на верхние полки можно по складывающейся передвижной лестнице, что достаточно удобно. Но зато на первой полке сидеть неудобно и вытянувшись в полный рост практически нельзя — расстояние меньше нашего и меньше роста сидячего человека, даже с моим небольшим ростом 165 см, только пригнувшись или лежать. Поскольку поезд идёт только ночью и приходит рано утром, никто там и не сидит. Третья полка очень некомфортная, её не советую брать: она очень высоко, забираться трудно, и расстояние между ней и потолком очень маленькое, прямо трудно уместиться. Могу об этом судить только визуально, я там, к счастью, не ехала, но судя как зрительно, так и по реакции другой ехавшей там девушки, там очень неудобно.
Поезд был чистый, туалеты тоже.
Постельное бельё и одеяла есть, в хорошем состоянии, но не дают полотенец.
В купе есть умывальник, но нет столика, что мне очень не понравилось. Мы же в России так привыкли в поезде пить чай и даже что-то есть в купе. Правда, мой поезд уходил поздно вечером и приходил рано утром, и мне это не требовалось, но в другой раз может быть и другое время.
Ковриков тоже нет, и занавесочек на окнах, только жалюзи.
Так что сервисом болгарской железной дороги я осталась недовольна: полотенце не дают, коврик не постелили, занавесочек не повесили, столик не поставили. Только хорошо, что купе раздельные.
На обратном пути из Софии дали коробочку, где были упаковка бумажных носовых платочков, влажная салфетка для рук и салфетка для чистки обуви. На поезде из Варны в Софию почему-то это не давали.
Багажных мест под полками нет, только очень маленький шкафчик с противоположной от полок стороны, куда влезут только маленькие сумочки, а багажная полка наверху на уровне третьей полки, то есть очень высоко, и женщине забросить туда тяжёлые чемоданы самостоятельно будет нереально. Ставить на пол в купе тоже негде, оно небольшое. Так что в болгарских поездах в спальных вагонах женщинам надо или ездить налегке с небольшими не тяжёлыми сумочками, или с сильным мужчиной для поднятия чемодана на полки. По правилам разрешается провоз багажа до 30 кг весом, за большее нужно доплачивать дополнительно, но никаких весов для измерения веса багажа у проводника нет, и измеряет он только на глаз, так что количество разрешённого к перевозке багажа будет зависеть от степени личной вредности проводника. Как мне сказали болгарские пассажиры, нередко перевозят вес и больше нормы. Но никогда не знаешь заранее, какой проводник попадётся, вдруг попадётся какой-нибудь вредный и потребует доплатить.
В вагонах с сидячими местами были хорошие большие и мягкие кресла, расположенные по нескольку штук друг напротив друга. Туалет в сидячем вагоне тоже есть.
Спальный вагон обычно располагается в начале поездка. Но бывают особые случаи: из Софии в Варну я возвращалась поездом, который делал остановку в Варне, но потом шёл дальше до другого города Добрича. И в поезде было два спальных вагона: один спереди, другой сзади. Спереди спальный, где ехали пассажиры в Добрич, сзади спальный, где ехали пассажиры до Варны, и на остановке в Варне его отцепляли, как и следующий за ним сидячий с пассажирами тоже только до Варны, оставшиеся вагоны ехали дальше.
Если у нас поезда обычно приходят вовремя, и задержка поезда, даже на полчаса — это исключительное явление, то в Болгарии наоборот: здесь поезда часто задерживаются, и задержка поезда — обычное явление. Можно даже сказать, они чаще задерживаются, чем приходят вовремя. Причём задерживаться они могут не на пятнадцать минут, а на несколько часов. Болгары к этому привыкли и не возмущаются.
Как и где купить билеты на поезд в Болгарии и цены на билеты
Купить билеты на поезд в Болгарии можно в кассах на железнодорожных вокзалах и по интернету на официальном сайте болгарской железной дороги bdz/bg , раздел покупки билетов — bdztickets.com/bg/ . Но при этом на данный момент на сайте железной дороги меньше вариантов поездов, чем в кассах вокзалов, там не все поезда, меньше выбор.
Там нужно зарегистрироваться, это просто и быстро, и можно сделать без знания болгарского языка.
Цена на билеты в кассах вокзала и на сайте железно дороги одинаковая. Разница есть в том, что в кассе вокзала обратные сидячие билеты заранее не продают, только в спальное купе, сидячие места можно купить в городе обратного отправления — но, как мне сказали в кассе, таких билетов много и они всегда есть в продаже даже в день отъезда, так что покупать их заранее нет необходимости. По интернету можно купить и обратный сидячий билет.
Билеты на сайте болгарской железной дороги можно купить за 30 суток до отправления поездка и не менее чем за сутки (24 часа), то есть в день отправления купить билеты по интернету уже нельзя, только в кассе вокзала.
Важный нюанс по цене билетов, который надо знать:
при покупке билетов в спальный вагон сразу туда и обратно идёт значительная скидка, и они получаются намного дешевле, если покупать их отдельно, и тогда разница в цене между спальным и сидячим билетом очень незначительна. Например, на момент моей поездки в октябре 2017 года разница между двумя спальными и сидячими билетами туда и обратно при покупке обоих билетов сразу составляла всего 10 левов (5 евро) — 55 левов Варна-София туда и обратно спальный вагон, и 45-47 сидячий в зависимости от поезда. Поэтому если нужно ехать ночью, брать сидячие билеты в целях экономии такой маленькой суммы не имеет смысла. При покупке билетов по отдельности разница в цене составляет на данный момент 10 левов на один билет, что тоже немного. Со временем цены могут поменяться.
Причём скидка при поездке туда и обратно есть только на спальные купейные места, на сидячие места такой скидки нет нигде, ни на вокзале, ни по интернету.
Если вы купили билет в сидячий вагон, то при наличии свободных мест в спальном вагоне вы можете поменять место с доплатой разницы у проводника спального вагона — это официально разрешено, проводник выдаёт квитанции на доплату и обмен билета. Когда я ехала из Софии обратно в будний день я так поменяла сидячее место на спальное, места были, это был октябрь. Полагаю, летом ездят больше, больше туристов, свободных мест может быть меньше.
На одном из интернет-сайтов были показаны билеты с более дешёвыми ценами — по 10 — 12 левов за спальное место. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что это неправда, для покупки билетов посетитель перенаправляется на тот же сайт болгарской железной дороги, где совсем другие цены, ничего похожего с написанными на первоначальном сайте не имеющие. Или часть вариантов при подробном рассмотрении оказывается поездкой с пересадкой на 3-4 поездах, каждый из которых идёт по паре часов, временной интервал у них может быть маленький, так что не факт, что успеешь пересесть и успеть их найти, на каком перроне стоит следующий поезд, и так всю ночь. Ехать таким способом ради экономии в 10 левов никакой нормальный человек конечно не будет. Поэтому я даже не стала смотреть, соответствуют ли цены этих вариантов ценам на сайте железной дороги. А цены на обычные прямые рейсы не соответствуют. И в кассе вокзала мне подтвердили, что цены по интернету такие же, как на вокзале, не меньше.
Важное, что нужно знать про билеты на поезд в Болгарии
При покупке билетов на поезд туда и обратно в Болгарии билет имеет свою специфику,
в которой сразу нелегко разобраться, и её надо знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, в какую попала я.
Специфика состоит в том, что при покупке билета туда и обратно на оба конца даётся один билет,
где написано три станции на одном билете: станция отправления — станция прибытия — станция возврата. В моей случае, когда я ехала из Варны в Софию и обратно, на билете было написано: Варна — София — Варна. Но при этом дата на билете стоит только одна — дата отправления, обратной даты на билете нет, и это может создать неправильное понимание: может показаться, что это билет в один конец, как показалось и мне, потому что у нас в России принято иметь два раздельных билета, один туда, другой обратно, каждый со своей датой. И цена на билете стоит соответствующая цене одного билета. На самом деле это один билет на оба конца, и на обратный билет тоже, и его ни в коем случае нельзя выбрасывать после поездки, без него вас не посадят на обратный поезд и вам придётся покупать новый билет.
Но в день отъезда обратно этот билет нужно сначала предъявить и зарегистрировать в кассе вокзала в городе отправления, иначе билет будет недействителен, и вас тоже не посадят на поезд. Сделать это, как мне сказали, можно только в день отправления. Не забудьте это сделать!
К этому билету прилагаются ещё четыре дополнительных так же выглядящих прямоугольных бумажных билета, по две на каждую поездку: две туда и две обратно, и на одном из них уже проставлена дата обратной поездки. Эти дополнительные билеты являются квитанциями на кровать, удостоверяющими, что ваше место лежачее, а не сидячее. На них проставлена цена в 10 левов на момент октября 2017 года, которая является разницей между сидячим и спальным местом. Итого у вас должно быть 5 прямоугольных бумажечек, один из которых с более высокой ценой является билетом туда и обратно, и четыре остальных — квитанциями на кровать по две на каждую поездку. Чисто внешне выглядят все эти билеты одинаково. Дата отправления обратно стоит только на двух квитанциях на кровать.
Случай со мной в моей первой поездке по болгарской железной дороге
Я первый раз ехала на поезде и первый раз покупала билеты в Болгарии. Я ехала из Варны в Софию и обратно. Я покупала билеты в кассе вокзала, кассир женщина немолодого возраста прекрасно говорила по-русски. Она положила передо мной на стойку две пачки бумаг. Одна пачка состояла из 3-х одинаковых бумажек, склеенных между собой, вторая из 2-х таких же склеенных бумажек. Она показала рукой на первую пачку и сказала: это билет в Софию, подчеркнула шариковой ручкой дату и время отправления поезда на билете — 5 октября вечером, потом показала на вторую пачку и сказала: это билет обратно, из Софии в Варну, и тоже подчеркнула ручкой дату и время отправления этого рейса — 9 октября вечером. Я поняла всё в соответствии с её объяснениями, как мне объяснили, так я и поняла: первая пачка из трёх бумажек — билет туда, из Варны в Софию, и на нём дата отправления в Софию 5-е, вторая пачка из двух бумажек — билет обратно из Софии в Варну, соответственно на нём дата отправления обратно 9-е. Правда, мне показалось странным, что билеты туда и обратно разные по количеству — первый состоит из 3-х частей, а второй из двух, но я подумала: кассир на вокзале знает, какие билеты выдавать, это её работа, значит, тут в Болгарии так принято, здесь такие билеты.
При поездке из Варны в Софию я отдала первый билет из трёх бумажек с датой 5 октября проводнику, в конце поездки он вернул мне один билет из трёх, но поскольку у нас в России проводники тоже возвращают пассажирам билеты (они могут быть нужны командировочным для отчёта), я подумала, что и тут также, на билете дата 5 октября, это билет в одну сторону, он уже использован и не нужен, я его выбросила, чтобы билеты не перепутать, и оставила себе только вторую пачку из 2-х бумажек, где стояла дата обратной поездки 9-е, и про которую кассирша сказала, что это билет обратно.
Но когда я пришла в кассу вокзала в Софии чтобы, как мне сказали знакомые, зарегистрировать в кассе обратный билет, мне сказали, что имеющийся у меня билет из 2-х бумажек — это не полный билет, а только часть билета, которая является только квитанцией на кровать, а к ней ещё должен прилагаться собственно билет, а его у меня как раз и нет. Оставшейся у меня части недостаточно, и меня отказались посадить в поезд.
Я сначала подумала, что кассирша продала мне билет неправильно и что-то перепутала, и удивилась, как кассир могла это сделать, потом подумала, что это маловероятно, потом поняла, что билет она продала правильно, только неправильно объяснила, что один и тот же билет является одновременно билетом на обе поездки, туда и обратно. Она объяснила так, что получалось, что это билет только в один конец. Они были даже разделены на две отдельные пачки, одна в три бумажки, другая в две бумажки, она так и сказала про них: одна пачка где три бумажки — билет туда, из Варны в Софию, вторая пачка где две бумажки — билет обратно, из Софии в Варну. На самом деле один из трёх билетов в первой пачке был единым билетом одновременно в оба конца, туда и обратно, но это она не сказала, а я не знала, так как ещё никогда не ездила и не покупала билеты.
Я пошла к дежурному начальнику вокзала решить этот вопрос. К счастью, он тоже говорил по-русски, хотя был помоложе. Вот оно, очень важное преимущество эмиграции именно в Болгарию для россиян, о котором я писала в статье «Русские в Болгарии» — распространённое знание русского языка местным населением и возможность поэтому жить в Болгарии не зная языка страны и других иностранных языков (что особенно важно для людей в возрасте). Начальник вокзала сказал, что с этим билетом меня посадить не могут и мне нужно купить другой билет. Стоил он недорого, но проблема была в том, что я приехала в Софию ненадолго, на пару дней, поэтому денег взяла немного, думая, что за такое небольшое время больше мне не понадобиться, и в последний день, будучи уверена, что у меня есть обратный билет и деньги мне больше не понадобятся, а завтра я приеду домой, где у меня они дома есть, я потратила всё, что взяла с собой на музеи, открытки с видами города и тому подобное, оставила только мелочь на автобус доехать до дома в Варне и туалет, денег на карточке в тот момент не было, и у меня не было с собой денег на покупку второго билета. Я всё это рассказала дежурному начальнику вокзала и попросила войти в моё положение, что я первый раз ехала на железной дороге в Болгарии и не знала правил, у меня нет с собой денег на покупку второго билета и нет знакомых в Софии, которые могли бы мне помочь, и ночевать мне в Софии негде, я живу в Варне, у меня там дом, мне нужно как-то добраться до дома, и нет никакой другой возможности добраться до дома, и попросила посадить меня в поезд с оставшейся частью билета, хотя бы на более дешёвое сидячее место, ведь оставшаяся у меня часть билета подтверждает, что билет я покупала и оплачивала — иначе откуда бы она у меня была, на этой части билета был написан номер поезда и город назначения, дата и время отправления, номер вагона и номер моего места — вся информация, это место куплено мной и если я не поеду, оно будет просто пустовать.
Начальник вокзала сначала куда-то позвонил, с кем-то говорил, но видимо, итог разговора был неуспешный, после этого он сказал, что не может ничем мне помочь, мне нужно только покупать второй билет, не мешайте мне работать, и выгнал меня из кабинета.
Так женщина оказалась ночью на улице в другом городе без денег и билета на обратную дорогу.
Причём в путеводителе я читала, что район около вокзала считается опасным районом города, недалеко от него на Львином мосту я видела ходящих цыган, а у меня в сумке была моя профессиональная фотоаппаратура, стоящая около двух тысяч евро.
Если бы я была работником железной дороги, я бы в этой ситуации пошла навстречу и посадила человека в поезд, тем более женщину. Я очень на него обиделась. Вот, мы их от турков освободили, без нас бы тут турки всех порезали, может быть, и болгарского народа не осталось и Болгарии не было, а они теперь наших женщин ночью на улицу выгоняют. Вот это разница между личными и коммерческими отношениями в Болгарии, о которой я уже писала в предыдущей статье «Болгары«. Болгары как частные лица в жизни как правило люди добрые. Но чиновники во всяких учреждениях часто вредные. Мои болгарские соседи, которым я потом рассказала эту историю, сказали мне: «Нам стыдно, что это произошло с тобой в Болгарии». Мои знакомые женщины, замужем за болгарами с юности и прожившие тут почти всю жизнь, даже удивились: на какого-то ты вредного нарвалась, это не характерно для Болгарии. Но на самом деле вредных людей, занимающих какие-то официальные посты — чиновников, охранников и т. д. тут немало.
Сначала я вообще так расстроилась, что растерялась, как мне теперь попасть домой в Варну. Потом, немного придя в себя, я сообразила, что — хотя денег на карточке у меня нет, но на счету в другом банке есть, а гуляя по городу я видела отделение того самого банка, где у меня счёт — такой же банк есть в Софии тоже, как и в Варне. Я в принципе могу снять оттуда деньги и купить билет, проблема только в том, что сейчас уже семь вечера, а банки в Болгарии закрываются в шесть вечера, какие-то даже раньше, и сделать я это смогу только завтра утром. Если бы я пришла на вокзал регистрировать билет до шести вечера — и проблемы бы не было, я бы успела сходить в банк и снять деньги, но кто же знал. Значит сейчас одна проблема — где мне переночевать эту ночь. За гостиницу мне тоже платить нечем до завтрашнего утра, и я не думала, что кто-то будет мне верить, что утром я пойду в банк и вернусь обратно платить. В России проблемы бы не было: я бы просто посидела на вокзале в зале ожидания на стульчике, почитала книжку, но в Болгарии вокзалы на ночь закрываются и провести там ночь нельзя.
У меня оставался только один вариант. Я приехала в Софию по приглашению Союза русскоязычных писателей Болгарии для участия в мероприятии — выступать со стихами на юбилейном вечере союза в Русском культурном центре. Поселили меня на служебной квартире Русского культурного центра. И два единственных человека, которых я знала в Софии — руководитель Союза и администратор Русского центра, которая занималась моим поселением. Только к ним я могла обратиться за помощью. В полной панике я звоню сначала руководителю Союза русскоязычных писателей — у неё не отвечает телефон. Потом администратору Русского центра — с ней мне удалось связаться. Конечно, у неё как у всех рабочий день до шести вечера — но тут было какое-то везение: как раз в этот день в Русском центре проходило какое-то мероприятие вечером, поэтому все были на работе — и она, и руководство, от которого зависело дать разрешение на поселение в служебной квартире. И мне разрешают ещё одну ночь переночевать на этой служебной квартире, на условиях, что утром я возьму деньги в банке и смогу это оплатить — им-то я была не незнакомым человеком, поэтому мне доверяли, вряд ли в гостинице стали бы это делать. Так я решила этот вопрос, переночевала ещё раз на служебной квартире, утром взяла деньги из банка, купила новый билет и доехала домой до Варны. А если бы я ехала как частное лицо просто для туризма посмотреть город и у меня не было никаких знакомых, то и не знаю, что можно было бы сделать в этом случае.
Так что учтите мой опыт и не выбрасывайте билет, который вам возвращает проводник на первой поездке — этот билет одновременно является и обратным, несмотря на то, что там стоит одна дата.
Понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями по е-мейл или в социальных сетях, нажав на кнопки внизу:
ЕЩЁ О БОЛГАРИИ:
ВСЕ СТАТЬИ О БОЛГАРИИ ВИДЕОЗАПИСИ БОЛГАРИЯ
«Русские в Болгарии» «Советы покупающим недвижимость в Болгарии» «Морские курорты Болгарии» «Минеральные курорты Болгарии» «Отдых в Болгарии» и др.
___________________________________________________________________________
СТАТЬИ О ДРУГИХ СТРАНАХ, ФОТОГРАФИИ
СТАТЬИ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ