ВИДЕОВЕРСИЯ:
Сейчас в связи войной с Украиной многие порядочные русские люди высказывались, что теперь они стыдятся быть русскими. Более того — я была свидетельницей того, как во время антивоенного митинга в городе Варна, Болгария, некоторые участвующие в нём российские граждане жгли свои паспорта.
А те, которые участвуют в этой войне и поддерживают её, они-то не стыдятся, хотя им-то и есть за что стыдится, но им чувство стыда недоступно.
Стыдятся те, кто к войне не причастны и против неё, и открыто выражают свой протест.
Есть и такое мнение у некоторых русских: если не мы устроили эту войну, а Путин, он это сделал против нашего согласия, если мы в войне не участвуем, не поддерживаем её, и даже выступаем против, почему мы должны стыдится за действия других людей? Пусть им будет стыдно, тем, кто эту войну устроил, участвует в ней и поддерживает её. Что не должны стыдится за войну с Украиной все русские, а только те, кто в ней участвовал.
Что можно по этому поводу сказать. Чувство стыда — происходит от чувства совести. А совесть и возможность испытывать стыд — это то, что отличает человека от животного и делает человека человеком. Животные не стыдятся. Не стыдится волк, поедая ягнёнка. И тигр, вонзая клыли в лань, тоже не стыдится. Стыдится может только человек. Отсутствие этого чувства означает, что это существо перестало быть человеком. Оставаясь им физически, перестало им быть по уровню своего сознания. А мозг и является отличием человека от животного — строение тела у человека и гориллы в сущности одинаково, различия не существенны.
В том-то и дело, что у хорошего человека сильно развито чувство совести, поэтому он стыдится даже в том случае, если сам лично не виноват, если сам не совершал постыдных поступков, но их совершала его страна и его народ, а он по причине рождения невольно является её частью и поэтому чувствует стыд за свою сопричастность к ним. И для него не может стоять вопрос, правильно это или не правильно, надо или не надо — он просто так чувствует и не может иначе, он так устроен, таковы его сердце и душа.
А тот, кто потерял человеческий облик, не стыдится даже тогда, когда виноват, даже за поступки, сделанные лично им.
По поводу заявлений русских, которые стыдятся быть русскими, пресс-секретарь Путина Песков заявил, что раз они стыдятся быть русскими, они и не русские. Ну Песков постоянно глупости говорит, это уже от него привычно. И не ему решать, кто русские, а кто нет. Не им, оркам, переставшим быть людьми, об этом судить.
На самом деле всё наоборот: вот как раз они-то и настоящие русские. По крайней мере лучшая их часть. Обострённое чувство совести — историческая черта русской интеллигенции. Это не я придумала, это есть такое мнение как об историческом факте, сложившееся задолго до моего рождения. По крайней мере, существовавшем до коммунистического режима. И война на Украине показала, эта порода людей в России всё-таки до сих пор сохранилась, несмотря ни на что, несмотря на то, что её почти столетие убивали, изгоняли в эмиграцию, гноили в ГУЛАГАХ и психушках при коммунистическом режиме, и двадцать лет пытались оболванить пропагандой при путинском. Но даже такими титаническими усилиями не смогли ни извести, ни оболванить. И это внушает надежду.
А те, кто не стыдятся поддерживать войну — это уже не русские, и не важно, что у них написано в паспорте и на каком языке они говорят: они вообще не могут иметь какой-либо национальности, потому что перестали быть людьми, а выродились в орков, это вырожденцы. А тот, кто перестал быть человеком, вообще не может иметь какой-либо национальности. потому что национальность — это человеческое качество.
Я сейчас живу в Болгарии, куда переехала из Москвы несколько лет назад. Живу на курорте на море. У нас сейчас много украинских беженцев из-за войны, женщины и дети. Болгария их принимает, за это я ей очень благодарна. Я встречаю их всё время, и мне просто стыдно смотреть им в глаза. Хотя я не устроила эту войну, её устроили без моего согласия, хотя я в ней не участвую и лично я ни в чём не виновата, хотя я против неё и выражаю свой протест как могу, и я даже теперь не живу в этой стране — чему я в этой ситуации рада. Но всё равно эти доводы не спасают, и от их кажущейся логичности и правильности мне не легче. Мне всё равно стыдно смотреть им в глаза. Я всёравно чувствую себя так, как будто лично я перед ними виновата. Избавиться от этого чувства я не могу, да и не хочу. И не хочу спорить о том, правильно оно или неправильно. Есть в этом какая-то высшая правда чувств, важнее правды логики и разума.
Я вижу вокруг украинских беженцев, женщин с детьми, и всех этих украинских детишек прямо хочется обнять и к сердцу прижать.
В этой связи я хочу вспомнить одно стихотворение русского поэта серебряного века Иннокентия Анненского. Об этом поэте я писала диплом, когда училась в университете. Его считали своим учителем такие известные поэты, как Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Наиболее известное его стихотворение «Среди миров в мерцании светил одной звезды я повторяю имя», потому что на него написан романс. Он вошёл в историю русской литературы как один из писателей, воплотивших образ русской интеллигенции со своейственным ей обострённым чувством совести. Эта тема не раз поднималась в его поэзии.
«О, мучительный вопрос! Наша совесть… Наша совесть» — писал он в одном из стихов.
Наиболее полно поднял он эту тему в стихотворении «Старые эстонки»:
Это стихотворение написано в 1905 году но оно, как любая классика, остаётся актуальным во все времена. В том числе сейчас во время войны с Украиной. В этом стихотворении будет достаточно только поменять слово эстонки на слово украинки, и оно будет выглядеть так, как будто написано сегодня.
События, которые стали поводом для этого стихотворения — расстрел участников революционного восстания в Эстонии.
Из стихов кошмарной совести
Если ночи тюремны и глухи,
Если сны паутинны и тонки,
Так и знай, что уж близко старухи,
Из-под Ревеля близко эстонки.
Вот вошли, — приседают так строго,
Не уйти мне от долгого плена,
Их одежда темна и убога,
И в котомке у каждой полено.
Знаю, завтра от тягостной жути
Буду сам на себя непохожим…
Сколько раз я просил их: «Забудьте…»
И читал их немое: «Не можем».
Как земля, эти лица не скажут,
Что в сердцах похоронено веры…
Не глядят на меня — только вяжут
Свой чулок бесконечный и серый.
Но учтивы — столпились в сторонке…
Да не бойся: присядь на кровати…
Только тут не ошибка ль, эстонки?
Есть куда же меня виноватей.
Но пришли, так давайте калякать,
Не часы ж, не умеем мы тикать.
Может быть, вы хотели б поплакать?
Так тихонько, неслышно… похныкать?
Иль от ветру глаза ваши пухлы,
Точно почки берез на могилах…
Вы молчите, печальные куклы,
Сыновей ваших… я ж не казнил их…
Я, напротив, я очень жалел их,
Прочитав в сердобольных газетах,
Про себя я молился за смелых,
И священник был в ярких глазетах.
Затрясли головами эстонки.
«Ты жалел их… На что ж твоя жалость,
Если пальцы руки твоей тонки,
И ни разу она не сжималась?
Спите крепко, палач с палачихой!
Улыбайтесь друг другу любовней!
Ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий,
В целом мире тебя нет виновней!
Добродетель… Твою добродетель
Мы ослепли вязавши, а вяжем…
Погоди — вот накопится петель,
Так словечко придумаем, скажем…»
Сон всегда отпускался мне скупо,
И мои паутины так тонки…
Но как это печально… и глупо…
Неотвязные эти чухонки…