ВИДЕОВЕРСИЯ:
Во время военных действий на Украине было разрушено 60 храмов и других зданий религиозного назначения. Наибольшая часть из них православные. В среднем ежедневно уничтожается по 2 здания духовного назначения. Во время бомбёжек города Святогорск, где нет никаких военных объектов и живут только гражданские жители, была частично разрушена Святогорская лавра — уникальный памятник культуры. Был разрушен Елецкий Успенский монастырь в Чернигове.
Руководитель российской православной церкви патриарх Кирилл занял позицию оправдания и благословения войны с Украиной.
Несмотря на то, что в самом начале войны 27 февраля он сказал в своей проповеди: «Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной пролегла страшная черта, обогрённая кровью братьев. Мы должны молиться за восстановление мира, за восстановление добрых братских отношений между нашими народами» и помолился за то, чтобы «оградить народы, входящие в единое пространство русской православной церкви, от междоусобной брани», в дальнейшем его позиция изменилась. 6 марта во время проповеди в день прощёного воскресенья, он сказал, что «восемь лет существуют попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. Восемь лет идёт подавление и истребление людей в Донбассе. 8 лет страданий, и весь мир молчит. Но мы-то знаем, что наши братья и сёстры реально страдают». Также он сказал, что «в прощёное воскресенье я с одной стороны как пастырь ваш призываю вас к прощению грехов и обид, в том числе там, где сделать это очень тяжело, там, где люди воюют друг с другом. Но потом он добавил, что «прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божьей правды, на стороне Божественных заповедей, на стороне того, что открывает нам свет Христов, его слово, его Евангелие, его величайшие заветы, данные роду человеческому. Всё сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение».
Сначала идут красивые слова про необходимость стоять на стороне света, Божьей правды и заповедей Христа. Но затем говорится о борьбе, имеющей метафизическое значение. Но разве можно стоять на стороне света и Божьей правды и Божественных заповедей, главная из которых, как известно, «не убий», и заповедей Христа, основное содержание которых любовь к ближнему и ненасилие, и при этом начинать войну против другой страны, насильственно захватывать её территорию и убивать её жителей, устраивать геноцид — разве делать всё это значит стоять на стороне света и Божьей правды и выполнять заветы Христа? Совершенно очевидно, что нет. И никакие уловки не докажут, что это так. И разве может война, признанная всем миром, и Россией в том числе, величайшим преступлением, начинать которое недопустимо, иметь какое-то другое метафизическое значение? И разве из того факта, что на Донбассе шла война и убивали людей, как-то вытекает то, что теперь нужно вести войну на всей территории Украины и убивать людей в тысячекратно больших масштабах? Сторонники нападения на Украину размахивают как знаменем пропагандистской «Аллеей ангелов»- созданным на Донбассе монументом погибшим на войне детям — но за пару месяцев войны на Украине уже погибло в два раза больше детей, чем на Донбассе за 8 лет. Тем более и первая война на Донбассе была начата 8 лет назад опять же Россией, Путиным и российскими войсками, и именно из-за них 8 лет продолжалась, и именно Путин и Россия несут вину за жертвы, которые там были. Жертвы, которые были не только со стороны Донбасса, но и со стороны Украины, и убивали людей с украинской стороны российские войска и созданное ими ополчение Донбасса. И именно Донбасс и начинал военные действия.
Но такие вот продажные попы, недостойные звания священослужителя, подстрекают своих прихожан, верующих людей, настраивая их одобрять войну, чем идут против Бога и против Христа, нарушая их заветы. И служат они не Богу, а сатане, и его представителю на Земле, второму Гитлеру — Путину.
Такая позиция патриарха Кирилла не удивительна: ведь он служит в том же ведомстве, что и Путин, и даже в том же чине — полковник КГБ. Российская православная церковь не является независимой и самостоятельной церковью, какой должна быть церковь, а находится под контролем КГБ (теперь переименованное в ФСБ, но суть от переименования не меняется), и лично Путина, который сделал из русской церкви служанку своей власти. И конечно он бы не позволил простому обычному священнику, не состоящему в его ведомстве, руководить русской церковью.
Андрей Кураев подверг критике руководство русской православной церкви за служение светской власти. Также он считает, что русская православная церковь внесла свой вклад в воспитание у русского народа имперского сознания, тем самым способствовав тому, что эта война стала возможной.
(Андрей Кураев — современный российский религиозный и общественный деятель, богослов, философ, кандидат богословия и кандидат философских наук, до 2014 года профессор Московской Духовной академии и научный сотрудник кафедры религиоведения философского факультета МГУ, автор первого учебника по основам православной культуры, одобренного Министерством Просвещения и большого количества публикаций и видеолекций на религиозные темы. В декабре 2020 года Епархиальный суд Москвы принял решение о лишении сана Андрея Кураева. Это решение было утверждено патриархом Кириллом).
14 марта патриарх Кирилл передал главе Нацгвардии Виктору Золотову икону Божией матери, чтобы её образ, как он говорил, вдохновял молодых воинов Росгвардии, которые принимают присягу, которые вступают на путь защиты Отечества. Благодаря патриарха за икону, Золотов отметил, что росгвардейцы тоже принимают участие в специальной военной операции на Украине, и поэтому «эта икона будет вдохновлять русское воинство и благославлять нашу победу во время проведения этой операции». Тем самым получилось, что патриарх Кирилл благословил на ведение войны на Украине.
Это вызвало возмущение украинских священников. На Украине существуют две православные церкви. Одна из них называется Украинская православная церковь Московского патриархата и находится под руководством Московского патриархата. Отношения с этой православной церковью патриарх Кирилл считал залогом братства Украины и России. Но глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Онуфрий немедленно прекратить братоубийственную войну. Епископы Украинской православной церкви перестали поминать в своих проповедях патриарха Кирилла. Украинская православная церковь заговорила о независимости от Московской православной церкви. В мае должен пройти архиерейский собор Русской православной церкви, на котором украинская делегация может потребовать автокефалию — автономию от Русской православной церкви.
Вторая православная церковь Украины называется Православная церковь Украины. Она самостоятельна и не подчиняется Российской православной церкви. Её глава митрополит Епифаний обвинил Москву и Минск в развязывании войны и обратился к международному сообществу, всем религиозным лидерам мира с призывом поддержать Украину, заставить Россию и Белорусь немедленно прекратить агрессию: «Прошу об этом всех людей доброй воли. Начавшие и ведущие агрессию против Украины должны знать, что по закону Божию и по законам человеческим они — убийцы и преступники. И за их преступления они ответят перед всевышим и перед человечеством, не избежав осуждения и наказания.
Православные церкви по всему миру осуждают развязанную Россией войну и поддержавшего войну патриарха Кирилла и требуют независимости от московского патриархата, отказываются поминать патриарха Кирилла в своих молитвах.
«Именно те люди, которые считают, что они восстанавливают русский мир, на самом деле его успешно хоронят», — Андрей Кураев.
Дистанцировался от позиции патриарха Кирилла и митрополит Виллинской и Литовской епархии Иннокентий. Он заявил, что епархия будет стремиться к независимости от Московского патриархата, и что «мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о её скорейшем прекращении. …у нас с патриархом Кириллом разные взгляды и восприятие текущих событий.»
Священники Свято-Николаевского православного прихода в Амстердаме решили прекратить поминать патриарха Кирилла на богослужениях и разорвать связи с Московским патриархатом.
Митрополит Иоанн 2, управляющий архиепископией церквей православной традиции в Западной Европе, принадлежащей Московскому патриархату, обратился к патриарху Кириллу с просьбой возвысить голос против чудовищной и бессмысленной войны. Он писал: «Ваше святейшество, в проповеди на Прощёное Воскресенье, произнесённой в соборе Христа Спасителя на 6 марта, вы даёте понять, что есть оправдание этой кровавой агрессивной войне, что это метафизическая борьба, во имя права стоять на стороне света, на стороне Божьей истины, во имя того, что открыто нам светом Христа, его словом, его Евангелием. Со всем должным уважением к вам, в котором я вновь уверяю вас, Ваше Святейшество, но и с бесконечной болью, не могу не донести до вашего сведения, что не могу согласиться с подобным прочтением Евангелия. Ни при каких обстоятельствах не может добрый пастырь, коим мы должны являться, не быть миротворцем».
Константинопольский патриарх Варфоломей также осудил нападение России на Украину — независимое сувереное государство Европы, нарушение прав человека и жестокое насилие в отношении мирных жителей.
Представитель православных церквей Америки митрополит Тихон передал письмо патриарху Кириллу с просьбой сделать всё возможное, чтобы остановить войну, сказав: «Я прошу немедленно прекратить военные действия, а президента Путина положить конец военным операциям».
Найти путь к мирному диалогу призвал и патриарх Румынской православной церкви Даниил.
Ещё 22 февраля за 2 дня до начала войны архиепископ Грузинской православной церкви Зинон отправил письмо послу Украины, в котором писал: «Наш народ, грузины и украинцы, хорошо осознают боль и чувство несправедливости, вызванные вторжением России. Мы надеемся, что после опыта 2008 года с Грузией и 2014 года с Украиной международное сообщество поймёт опасность и сможет взаимодействовать с Россией с максимальными дипломатическими усилиями, чтобы предотвратить пролитие невинной крови».
В письме руководителей эстонских церковных приходов и руководителей церквей Эстонии, подписанным и руководителем Эстонской православной церкви Московского патриархата Евгением говорится: «Мы наблюдаем ужасные события на поле боя в Украине. Тысячи людей погибли, в том числе невинные дети, подростки и старики. Десятки тысяч получили ранения. Сотни тысяч остались без крова или находятся в неизбывном состоянии страха, голода, жажды и нездоровья. Миллионы были вынуждены бежать из дома и из своей страны. Ежедневно гибнут как те, кто защищает родную землю, так и те, кто стал соучастником преступной агрессии. В результате военных действий разрушены прекрасные города, разбиты ожидающие весеннего посева поля».
Всемирный Совет церквей, объединяющий 348 христианских церквей из более чем 100 стран, готовится обсудить исключение Российской православной церкви из своих рядов в связи с позицией патриарха Кирилла по войне на Украине. Этот вопрос будет обсуждаться на съезде. церквей в июне. Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей сказал, что заявления патриарха Кирилла вызвали настоящий шок в церковном мире и много церквей настаивают на исключение РПЦ
Среди христианских церквей мира даже обсуждается вопрос о придании патриарха Кирилла религиозному трибуналу.
Разногласия заметны и внутри Российской православной церкви.
Многие российские священнослужители выступили против войны с Украиной и призвали остановить её.
Они опубликовали совместное сообщение: «Мы скорбим о том испытании, которому были незаслуженно подвергнуты наши братья и сёстры в Украине. Мы напоминаем о том, что жизнь каждого человека является бесценным и неповторимым даром Божиим. А потому желаем возвращения всех воинов, российских и украинских, в свои родные дома целыми и невредимыми».
При этом российские священники протестуют против принятого российским правительством нового закона о наказании за призыв к миру и прекращению войны. Как говорится в письме: «Никакой ненасильственный призыв к миру и прекращению войны не должен насильственно пресекаться и рассматриваться как нарушение закона, ибо такова Божественная заповедь: Блаженны миротворцы».
Письмо заканчивается призывом к сторонам прекратить войну и начать диалог.
К 22 марта это обращение подписали 286 российских священнослужителей.
Одним из первых россиян, пострадавших от новой статьи, которая наказывает за призывы к прекращению войны стал настоятель храма Воскресения Христова в деревне Карабаново Костромской области 50-летний иерей Иоанн Бурдин. Ранее он был кандидатом филологических наук и работал журналистом и редактором в различных изданиях и на телевидении. Он выступил против войны во время проповеди 6 марта и разместил ссылку и разместил ссылку на петицию «Нет войне», опубликованную на сайте Change.org на страничке своего прихода.
В интервью изданию «Медиазона» он объяснил, что не мог промолчать и сделать вид, что ничего не происходит: «Есть просто базовые понятия, на которых стоит наша цивилизация человеческая. Это невозможность, недопустимость пролития человеческой крови. Это то, о чём я написал сначала, а потом рассказал во время проповеди. Что меня ужасает, потрясает, что я не могу принять или делать вид, что этого нет — это то, что братья и сёстры во Христе убивают сейчас христиан. С этим жить и смириться невозможно. Потому что пролитая кровь воспринимается церковью однозначно. Что бы там не пытались те или иные люди говорить и толковать, сказано чётко и прямо, что говорит церковное предание: пролитие крови недопустимо. Заповедь «Не убий» мы не можем нарушать так легко. Я понимал, что не могу делать вид, что ничего не случилось. Я слишком серьёзно отношусь к себе как священнику и к тому, что происходит во время литургии. Я считаю, что в этот момент мы все, каждый человек, находящийся в церкви, стоит перед Богом, и Бог его видит таким, каков он есть. Поэтому лгать, обманывать, делать вид, что ничего не происходит — это значит лгать перед Богом. Смысл моей проповеди — это более глубокий призыв к людям, чтобы они, несмотря ни на что, сохранили в своих сердцах человечность, чтобы они не испытывали ненависти ни к украинцам, ни к русским, ни к американцам. А это уже в наших храмах, это гражданская война уже идёт. Поэтому я людям и сказал об этом, предупредил, что буду молиться о прекращении войны на Украине. Я буду молиться о том, чтобы господь защитил жителей Украины».
Кто-то донёс за него в полицию. Повторяется доносительство сталинского времени. Священника, призывающего к миру, вызвали в полицию, допрашивали, а потом вызвали в суд и осудили, оштрафовав на 35 тысяч рублей. В обвинительном заключении ему вменяли в вину то, что священник внушал прихожанам мысль о нахождении вооружённых сил России на территории Украины и убийствах жителей Украины.
Вот что говорит отец Иоанн Бурдин: «Каждый человек сейчас делает свой выбор, показывает, какой он есть Богу. Думаю, сейчас тот момент, когда Бог ставит каждого человека перед необходимостью сделать выбор: кто ты, скажи о себе сам. И то, что человек делает и говорит — его свидетельство о себе самом».
Письмо протеста против войны, подписанное священниками, говорит о том, что в русской православной церкви есть честные и порядочные люди. Но их мало. Подписало письмо 286 человек, а общее количество священнослужителей в России около 40 тысяч. Большинство из них поддерживают позицию главы церкви. Одобрение войны ляжет тёмным пятном на историю русской православной церкви, от которого она уже не отмоется. Но имена тех, кто не побоялся выступить против, будут записаны золотыми буквами в историю русской православной церкви, как луч света в тёмном царстве.