В конце XIX века Киев как и Россия испытывал подъем развивающегося капиталистического производства. На смену помещиков и наследственной аристократии пришли разбогатевшие промышленники и финансисты. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум Киева 1890-х — 1900-х годов. Господствующим стилем той эпохи стал стиль модерн. А одним из архитекторов, внёсших наибольший вклад в формирование архитектурного образа Киева, стал Владислав Городецкий.
Соавтором всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве был его близкий друг итальянский скульптор Элио Саля (1864—1920).
Именем Городецкого названа одна из самых красивых улиц Киева в центре города, ведущая от улицы Крещатик до театра имени Ивана Франко, к проектированию которой он приложил много усилий. Ему также установлен памятник в 2004 году в Пассаже, куда он часто ходил пить кофе — он изображён сидящим на стуле за столиком кафе с чашкой кофе в руке. На столе лежит бронзовая книга «Въ джунгляхъ Африки. Дневникъ охотника»: Владислав Городецкий был еще и страстным охотником, путешественником, и в этих записках отразил, в частности, свои впечатления от сафари в Кении, оформив их своими рисунками и фотографиями. Роскошное издание вышло в свет в 1914 году. Рядом стоит еще один свободный стул, так что каждый желающий может присесть возле зодчего и при желании сделать селфи в компании прославленного архитектора. Авторы памятника — скульпторы Владимир Щур и Виталий Сивко, архитектор Владимир Скульский.
Его настоящее имя — Лешек Дезидерий Владислав Городе́цкий. Он родился в 1863 году в семье польских помещиков в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области). В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.
Он женился на дочери владельца двух винных заводов и открыл в Киеве свою строительную фирму. Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику элитный район центра города. Его привлекают в престижный проект развития бывшей усадьбы Ф. Меринга, в рамках которого надо было спланировать 4 улицы с площадью, построить много домов. Возведенные по его проектам дома Бендерского на нынешней площади Льва Толстого и Страхового общества «Россия» на Крещатике становятся его первыми визитными карточками, а построенные в Киеве к открытию Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 — важного события в жизни города — павильоны Юзефа и Карла Потоцких, один из которых напоминал пышный дворец, а второй – небольшой охотничий замок, вместе с спроектированным «подземельем» горного отдела с имитацией «настоящей» шахты, производят сенсацию и делают Городецкого известным архитектором города. В репортажах о выставке о них писали отдельно. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона, который был тогда новым и модным материалом. Кроме собственных проектов, он также перерабатывал и усовершенствовал чужие. За десять лет работы в Киеве Городецкий стал самым популярным архитектором города.
Здания архитектора Городецкого в Киеве:
1) 1890 — Южнорусский машиностроительный завод, ул. Жилянская, 101.
2) 1897—1899 — Городской музей древностей и искусств, в настоящее время — Национальный художественный музей Украины, по проекту П. С. Бойцова, улица Михаила Грушевского, 6.
3) 1898 — зрительный зал театра Соловцова, площадь И. Франко, 3. Оформленный в стиле рококо, по своему удобству этот театральный зал в начале XX века был признан одним из лучших в Европе.
4) 1899—1909 — Костёл Святого Николая, ул. Большая Васильковская, 77. Городецкому как опытному архитектору поручили усовершенствовать и доработать проект молодого начинающего архитектора ещё студента С. Воловского, и он придал костёлу его окончательный вид.
5) 1900 — Караимская кенасса в мавританском стиле, ул. Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол.
6) Мебельная фабрика Кимаера, ул. Архитектора Городецкого, 13
7) Доходный дом, ул. Большая Васильковская, 25.
8) 1901—1903 — Дом с химерами — собственный доходный дом в стиле модерн, ул. Банковая, 10.
9) Дом Бендерского (пл. Льва Толстого)
Кроме зданий в Киеве, Городецкий также построил ряд зданий в других местах Украины:
свою виллу в Евпатории и завод углерода и искусственного льда в Симферополе в Крыму, мавзолей Потоцких в с. Печёра Винницкой области (климатический курорт), виллу Добровольского в Житомирской области, церковь и женскую гимназию в Черкассах, гимназию в Умани, больницу в Мошнах,сахарный завод в Шпикове, городскую баню в Згеже.
Кроме архитектуры Городецкий также проявлял себя и во многих других видах творчества: он рисовал акварели, занимался дизайном мебели и ювелирных украшений, оформлением книг и театральных декораций.
Началась мировая война. Строительство в Киеве (как и в других городах) было практически прекращено. Вслед за мировой войной последовали две революции, гражданская война. Власть в Киеве менялась 16 раз. В тяжёлых условиях гражданской войны и послевоенной разрухи ни о каком строительстве зданий и речи не было. К тому же изысканный и причудливый стиль модерн, в котором работал Городецкий, пришёлся новой власти не ко двору и был объявлен буржуазным. В 1920 г., оставшись без средств к существованию, 57-летний архитектор эмигрировал в Польшу. В Польше он также работал архитектором в министерстве, выйдя на пенсию, открывает свою архитектурную фирму, занимался реставрацией Дворца Вишневецкого, проектированием курорта, строительством различных общественных зданий в разных городах.
В 1928 году американская строительная компания пригласила его в работать в Тегеран, столицу Ирана, на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог.
В иранской столице он возвел железнодорожный вокзал, и это принесло ему известность в стране. Он получает заказ правительства Ирана на проектировку различных городов, строит театр, гостиницу в Гачсаре, и удивительной красоты дворец шаха в стиле сказок «Тысяча и одна ночь», ставший последним творением, лебединой песней талантливого архитектора.
Владислав Городецкий умер в 1930 году, похоронен на римско-католическом кладбище Долаб в Тегеране.
В советское время его творческое наследие замалчивалось, имя Владислава Городецкого в течение десятилетий не упоминалось в энциклопедиях и монографиях, экскурсиях по городу, но киевляне бережно хранили память об удивительном архитекторе, во многом определившим облик Киева. Возвращение архитектора в город, который он любил и где прожил более 30 лет, оказалось возможным лишь в 1990-е годы, когда о нем стали писать, сняли документальный фильм, его именем была названа улица и был поставлен памятник.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ТОГДА ПОДЕЛИСЬ ЕЮ С ДРУЗЬЯМИ, НАЖАВ НА КНОПКИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ
ВСЁ О КИЕВЕ ВСЁ ОБ УКРАИНЕ
О ДРУГИХ СТРАНАХ СТАТЬИ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ